В феврале 2008-го президент концерна «Русский холод» Андрей Ситников от досады чуть не рвал на себе волосы: англо-голландский холдинг Unilever объявил о покупке его заклятого конкурента – компании «Инмарко». Тем самым в многолетнем противостоянии двух первых игроков российского рынка мороженого новосибирцы получили серьезные преимущества: значительные финансовые ресурсы и западный менеджмент. Однако время показало, что глава «Русского холода» волновался зря. Не прошло и года после заключения сделки, как «Инмарко» покинул председатель совета директоров и один из основателей бизнеса Дмитрий Докин, а вскоре стало понятно, что лидер сдает позиции. Таким образом, у барнаульцев впервые появился реальный шанс возглавить список крупнейших представителей рынка. Правда, наряду с этой возможностью у них есть и другая – после триумфального взлета не менее эффектно скатиться с пьедестала.Театр боевых действийОтношения «Русского холода» и «Инмарко» в середине 2000-х складывались непросто, порой доходило до смешного. «Как-то Докин сам рассказывал мне, что у них был целый отдел, отслеживающий нашу продукцию, а также выборочно новинки «Талосто» и других компаний», – вспоминает Андрей Ситников в беседе с корреспондентом журнала «РБК». А пять лет назад кто-то из конкурентов подослал на его предприятие студентку пищевого института. Якобы писать диплом. Оказалось, ее задачей было выведать технологию приготовления фирменного мягкого мороженого. И так вышло, что практически одновременно оба производителя принялись выпускать продукты с созвучными названиями. В коллекции «Инмарко», например, появился брикет «Русский размах». А к новосибирскому «Магнату» притянулся барнаульский «Магнит».Острое соперничество компаний объяснимо: в конце 1990-х заводом «Алтайхолод» в Барнауле, теперь основным активом «Русского холода», совместно владели акционеры «Инмарко» и Андрей Ситников. Новосибирцы, по сути, сами создали себе главного конкурента. В то время, когда часть барнаульского предприятия принадлежала «Инмарко», компания направляла туда менеджеров и технологов, которых после продажи своей доли в комбинате, естественно, попыталась вернуть. Но не тут-то было: новорожденный «Русский холод», не желая терять специалистов, перекупал их, предлагая, по слухам, чуть ли не тройные оклады. Стартовав с такой вот кадровой войны, борьба этих производителей за место под солнцем вылилась в передел рынка, сдобренный всеми сопутствующими «прелестями».Для начала руководство «Русского холода» занялось переоснащением мощностей. В 2002 году завод в Барнауле модернизировали, потратив около 6 млн долларов на уникальное оборудование «Стрейтлайн» фирмы Tetra Pak. У «Инмарко» же к тому времени в активе было уже два предприятия – в Омске и Новосибирске. Поэтому, когда в 2004-м «Бизнес Аналитика» впервые оценила объем российского рынка мороженого, перевес оказался на стороне новосибирцев: 36,5 тыс. тонн продукции в год против 20 тыс. у конкурента.Понимая, что быстро настолько увеличить производство сложно, а также ориентируясь на свой богатый опыт в шоколадном бизнесе, Андрей Ситников решил сделать ставку на эффективность продаж и взялся за развитие собственнойсистемы дистрибьюции. В течение нескольких лет «Русский холод» создал 17 филиалов в стране. «Мы выбираем города с населением свыше 800 тыс. человек и открываем там морозильный склад, куда продукция поступает с ближайшего завода, – рассказывает президент концерна. – Доставку от наших региональных складов непосредственно к точкам продаж осуществляют приблизительно 600 машин».Сегодня более 70% продукции «Русский холод» реализует своими силами (для сравнения, у «Инмарко» этот показатель – менее 50%). Концерн установил уже порядка 65 тыс. фирменных холодильников в магазинах по всей России. Президент группы компаний «АльтерВест» Виктор Лутовинов подчеркивает: построение такой схемы занимает не один год, но она того стоит. «Основной ее плюс – гарантированные объемы продаж. Дилеры работают со многими производителями и вечно ищут большую выгоду, а в данном случае производитель застрахован от неожиданностей», – поясняет он. Единственным существенным минусом эксперты называют немалые затраты на содержание штата сотрудников и обслуживание транспорта. По словам Андрея Ситникова, логистические издержки его компании в настоящий момент составляют от 10 до 15% себестоимости товара в зависимости от города доставки. Между прочим, у «Инмарко», как сообщил нам Дмитрий Докин, расходы по этой статье начинаются с 15% в «домашнем» регионе, а при перевозке продукции на более дальние расстояния они гораздо выше.Третьим будуАндрей Ситников считает, что в наших условиях логично иметь три завода: первый – в густонаселенном Центральном федеральном округе, второй – за Уралом (в расчете на Сибирь и Дальний Восток) и третий – на юге страны. Первое время компания была вынуждена развозить свой товар повсюду из Барнаул
Барнаульский производитель мороженого "Русский холод" много лет довольствовался вторым местом на рынке после новосибирской компании "Инмарко". Сможет ли вечно догоняющий наконец заполучить звание лидера?
Елена Шипилова, 07/2011
Холодная война. Сможет ли вечно догоняющий производитель мороженого "Русский холод" наконец заполучить звание лидера? - Деловой журнал РБК
Комментариев нет:
Отправить комментарий